ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК МОГИЛЕВ


Авторизация пользователя

Имя:
Пароль:
зарегистрироваться
забыли пароль


Диктатура болтов и гаек

Выдержка из статьи журнала «Эксперт» №17 (606)/28 апреля 2008

Алексей Хазбиев, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Украина»
Ольга Зайцева, автор «Эксперт»

Стремительная глобализация заставляет промышленников максимально оптимизировать расходы, сохраняя при этом высокое качество и ценовые параметры продукта. В результате все большие объемы производственного цикла доверяются сторонним поставщикам. Времена, когда предприятия Форда владели собственными рудниками для производства металла, плантациями каучука для изготовления шин и стекольными заводами, безвозвратно ушли. В условиях современного рынка это просто невыгодно.

Современная самолетостроительная компания — это прежде всего разработчик и интегратор продукта. Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier и другие гранды мирового авиастроения, вопреки расхожему мнению, не являются производителями полного цикла. На самом деле они занимаются лишь проектированием лайнеров, их окончательной сборкой, испытаниями, продажами и — отчасти — послепродажной поддержкой (да и ее в последние годы все больше отдают на аутсорсинг). А почти все основные системы, подсистемы и даже мелкие детали самолетов, вплоть до болтов и гаек, выпускают известные и не очень предприятия второго, третьего и четвертого уровня кооперации.

 

Субконтрактация.

 Что это за слово такое, что это за понятие? На самом деле ничего особенного в этом понятии нет. Субконтрактор - участник производственной кооперации. Понятие «субконтрактация» в отличие от понятия «кооперация» применяют в том случае, когда количество партнеров по кооперации становится не просто большим, но и приобретает новое качество, соответствующее новой цели: сосредоточить свои усилия на основной продукции, отдав партнерам по кооперации все второстепенное. Таким образом, субконтрактация - является особой формой организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков и ведущей к существенному снижению глубины своего производства. Классическое понимание процесса субконтрактации подразумевает наличие головного предприятия - «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий - «субконтракторов». В качестве знакомого всем примера можно привести понятия подрядчика и субподрядчика в строительстве. Отсюда ясно, что любое производственное предприятие, которое имеет партнеров, обеспечивающих его комплектующими деталями и узлами, является контрактором, а его поставщики – субконтракторами.

Почему в настоящее время существенно активизировалось внимание к этой форме организации производства – субконтрактации? Дело в том, что путем применения механизма субконтрактации предприятие может сконцентрировать свои ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. При этом головное предприятие - контрактор получает возможность быстро обновлять свой модельный ряд, а неотягощенная непроизводительными издержками конечная продукция становится конкурентоспособной. Это достигается существенным уменьшением глубины производства. В среднем, например, по немецким предприятиям этот параметр составляет меньше 40%, а для таких передовых концернов, как, например, BMW АG он составляет около 30%. Но такой низкий уровень глубины производства требует обеспечения надежности кооперационных партнеров и высокого качества их продукции. Существующий уровень производственной кооперации в Беларуси отстает от реальной потребности во взаимовыгодном сотрудничестве предприятий, которые освоили наиболее эффективные технологии. Для того чтобы этот разрыв преодолеть и сократить недостаточно только собственных усилий заинтересованных в партнерстве субъектов хозяйствования. Нужна еще организационная и информационная поддержка извне.

В наших условиях можно и нужно использовать административный ресурс, который особенно важен вначале процесса перехода к субконтрактации, когда нужен общий управленческий импульс - постановка задачи, создание рамочных условий для ее решения. Но дальше возникает ряд специфических вопросов, поиск ответа на которые чаще всего не по плечу потенциальным участникам кооперационного взаимодействия. В числе первоочередных вопросов - необходимость создания постоянно действующей системы информационной поддержки поиска партнеров. При первоначальном создании такой информационной системы необходимо накопить некую «критическую массу» технологических запросов и инновационных предложений, которая с одной стороны, стала бы достаточной для поиска нужного партера, а с другой - могла бы сама стать серьезным фактором достижения экономического эффекта, повышения качества продукции и снижения издержек на ее производство. Моделью такой системы может стать опыт функционирования в Интернете систем субконтрактации.

Производственники уже убедились в немалых возможностях субъектов малого бизнеса для повышения своей эффективности, снижения затрат и концентрации собственных ресурсов на повышении конкурентоспособности продукции. Что касается малых предприятий, то они всегда рассматривали крупные промышленные предприятия как желанных партнеров - источник заказов, в том числе и на научно-техническое обслуживание.

При этом уместно отметить, что сотрудничество с малым бизнесом обеспечивает значительный эффект. Малые предприятия не обременены консервативным аппаратом, обладают большей гибкостью, здоровым чувством риска и эти качества в условиях конкуренции особенно важны для достижения успеха. Кроме того, преобладающее большинство предпринимательских структур производственной сферы чтобы выжить и удержаться на рынке свою основную деятельность связывают с инновациями и использованием научно-технических разработок. Это обстоятельство, может быть, самое важное, т.к. без такой ориентации невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции.

Другой вопрос - кому заниматься внедрением прогрессивных технологий при использовании субконрактации. В принципе ответ на него тоже известен. Это получивший распространение в ряде стран опыт функционирования инжиниринговых компаний. Между контрактором и субконтрактором находится инжиниринговая фирма, которая выполняет весьма важную и ответственную задачу, принимая на себя разработку чертежей и технологии с использованием новых технологий проектирования, а вместе с этим принимает на себя и все финансовые риски. Контрактор осуществляет только постановку задачи, а субконтрактор - только изготовление по качественным и неизменным чертежам изделий без их последующей доработки. Таким образом, устраняется неопределенность отношений между контрактором и субконтрактором, а метод субконтрактации распространяется не только на изготовление, но и на проектирование, разработку чертежей и технологий. Кроме того, обладая необходимым рыночным кругозором, специалисты инжиниринговой фирмы принимают на себя и поиск наилучшего субконтрактора.

 

© ЗАО ТПМ
E-mail: info@technopark.by