ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК МОГИЛЕВ


Авторизация пользователя

Имя:
Пароль:
зарегистрироваться
забыли пароль


На наши вопросы отвечает ректор УО «МГУП», член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, член-корреспондент Академии аграрных наук Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Шаршунов Вячеслав Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

-Не всегда в обществе правильно понимают, что такое инновации. Это слово стало слишком популярным и употребляется везде и всюду. В чем особенность инноваций на Ваш взгляд, в чем отличие понятия «инновация» от таких понятий как «изобретение» и «новшество»?

 

           - Понятие «инновации», например, шире, чем изобретение и чем открытие в науке. Это любое новое техническое или инженерное или экономическое решение, которое имеет элемент новизны и отличается новым уровнем решения проблемы. Но наиболее важное отличие в том, что инновация имеет практический выход и приносит новый эффект. Или другими словами инновация – это новшество, которое востребовано рынком, ориентировано на рынок и приносит прибыль.

 

- Сегодня состояние законодательной базы таково, что, несмотря на принимаемые шаги и проводимую работу, благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства и цельной системы стимулирования инновационного бизнеса, приведшей к его качественному и количественному росту, в Беларуси пока не создано.

Примером может служить Указ № 123, который предоставил ВУЗам право создавать унитарные предприятия. На мой взгляд, этот Указ хуже, чем подобный документ, принятый в России.

Как Вы можете прокомментировать Указ № 123?

Напомню, что согласно этому Указу:

1) ВУЗ вправе с согласия государственных органов создавать в течение трех лет со дня вступления Указа в силу  унитарные предприятия за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами;

2) При этом доля выручки унитарных предприятий, от научной, научно-технической деятельности, производства высокотехнологичных товаров в общем объеме выручки данных унитарных предприятий должна составлять не менее 70 процентов;

3) ректор несет персональную ответственность за выполнение второго требования.

Будут ли создаваться такие предприятия, на Ваш взгляд, и какие в Вашем вузе существуют подходы.

 

             - В том виде, в котором существует Указ, он не действует. Необходима целая гамма нормативных документов, регламентирующих создание таких предприятий и принятых на уровне Совета министров и министерств. В ВУЗе организовать хозрасчетную деятельность сегодня непросто, тем более, если говорить о создании предприятия. Образуется много «подводных камней» и у контролирующих органов возникает множество вопросов. С точки построения бюджета ВУЗа хороший доход приносит внебюджетная сфера.

 

- Сегодня много говорится о необходимости «перехода к экономике знаний». Такой переход возможен при существовании определенной роли системы  образования. На ваш взгляд при создании национальной системы экономики знаний, какова будет роль университетов с точки зрения их сегодняшних возможностей?

 

            - Непрерывная система образования предусматривает прямой переход выпускника колледжа на третий курс университета. Но образование инженера предусматривает хороший фундамент знаний по базовому предмету, в МГУП это физика, химия. В колледже будущий специалист получает хорошие практические знания, но фундамент знаний закладывается в университете.

 

- Когда мы задумывали конкурс «Кубок инноваций», мы ставили задачу пробудить желание  к творчеству и задумали для этого создание горизонтальных связей типа: «я – с вами», «вы – с бизнесом», и чтобы рядом были руководящие структуры. Для того, чтобы найти точки соприкосновения и «горизонтально» работать.

 

         - Я бы назвал эти связи партнерскими.

 

- Да. Скажите, пожалуйста, что нужно нам всем (технопарку, вузам, руководящим структурам) сделать для того, чтобы такие связи были? На сегодняшний день я уполномочен Могилевским горисполкомом выяснить у ректоров вузов: хотят ли они вступить в диалог о взаимодействии. Может, вы хотите заявить о том,  что вам нужно от горисполкома, горисполком хочет узнать позицию вузов по каким-то вопросам.

 

           - Прежде всего, наше производство должно определиться: чтобы оно хотело от молодых специалистов. Сегодня наши выпускники готовят дипломные проекты по заявкам на разработки от производств. Пока не будет потребности у заказчика, невозможно решить вопросы «по горизонтали», а не «по вертикали».

 

- Мы открыто объявили премии для победителей в нашем конкурсе: вознаграждение в размере 10 миллионов, поездка всей команде-победителю в Германию и др. При разработке Положения о новом конкурсе, нами были  заложены следующие принципы: а) командная работа, т.е дать разработчику проекта в помощь команду из специалистов по маркетингу, экономике, дать наставника по типу продюсера, б) обучение маркетингу во время работы над проектом… Может, мы в чем-то ошибаемся? Может, у вас есть свой взгляд на такие вещи, подскажите?

 

           - Я считаю, это правильно, что вы объявили такой конкурс, поощряете из своих средств победителей. Такой конкурс создает багаж, дает задел на будущее, благодаря конкурсу можно найти и «поднять» творческих людей, помочь сдвинуть их разработки. Мы благодарны первому конкурсу, победа в котором помогла нашему преподавателю Урбанчик Е. Н. продвинуть свои идеи в дело.

 

- Университеты, которые ведут политику перспективного развития, давно отказались от технологии чисто образовательного учреждения, - они стремятся стать университетами исследовательского плана. Каков Ваш взгляд на такие вещи, что вы делаете в этом направлении?  Иногда от руководителей университетов можно услышать такое: «Моя задача  - учить!»

 

            - Учебный  процесс должен отвечать современным требованиям. Поэтому сегодня мы занимаемся интенсивно развитием научно-исследовательских лабораторий. Сейчас речь идет о двух лабораториях: 1) памяти д.т.н. Б.Э. Геллера  - на кафедре химической технологии высокомолекулярных соединений. Для этой лаборатории мы собираемся закупить шкафы. 2) на кафедре «Технология хлебопродуктов», которую собираемся оснащать современным оборудованием. Ранее другие кафедры были оснащены современными приборами и оборудованием. К сожалению, финансовые возможности не всегда позволяют широко шагать в нужном направлении.

 

- Согласен с тем, что наличие базы очень важно для развития исследований. А какой у Вас подход к стимулированию предпринимательского духа, может быть, чтобы возникало желание не только вести исследование, а коммерциализировать результат путем создания предприятий, организацией продажи лицензий, через НИС? Как-нибудь вы подталкиваете студентов?

 

              - Конечно! У нас же система стимулирования есть. Наши разработчики ездят на международные конкурсы, привозят медали, дипломы.

 

- То есть вы подталкиваете к участию в конкурсах, а по приезду победителей поощряете?

 

             - Конечно, поощряем! К сожалению, не всегда финансовые возможности позволяют организовать все командировки для преподавателей и студентов, какие хотелось бы. Еще один момент: сложно конкурировать со столичными вузами по организации участия в различных международных студенческих программах, по обмену, по стажировке за рубежом.

 

- По данным статистики меня заинтересовали 2 показателя: 1) Могилевская область – лидер по числу студентов на 10 тысяч жителей. Это только радует. 2) По привлечению бюджетных средств на исследования Могилевская область - аутсайдер. Как сохранить первую тенденцию и исправить вторую?

 

             - В силу традиций три наших вуза: БГСХА, МГУП, БРУ – представляют общереспубликанский интерес. Важную  роль играет уникальность наших вузов по спектру специальностей каждого в своей сфере. Например, в МГУП только 50 процентов студентов составляет молодежь из Могилевской области.

 

- В чем же причина, на Ваш взгляд, того,  что по количеству бюджетных средств на исследования наша область находится на последнем месте?

 

              - Бюджетные деньги распределяют в столице. В связи с тем, что у нас в регионе 4 вуза с большим числом студентом, сложно получить «свою долю пирога». Важно иметь поддержку от руководящих структур.

Портал
Могилева Masheka.by © ЗАО ТПМ
E-mail: info@technopark.by