ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК МОГИЛЕВ


Авторизация пользователя

Имя:
Пароль:
зарегистрироваться
забыли пароль


На наши вопросы отвечает ректор ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»,

доктор технических наук, профессор

Игорь Сергеевич Сазонов

 

 

 

 

 

  

- Начиная разговор об инновациях, хотелось бы «сверить часы» или другими словами определиться с самим понятием «инновации». Ведь сегодня это слово стало настолько модным и популярным, что его часто употребляют, забывая о его смысле.

Так что же такое «инновация»? В чем отличие инновации от идеи, от изобретения, от новшества? В чем же суть инновации?

 

- В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Можно охарактеризовать понятие инновация коротко – нововведение. Но в рассматриваемом аспекте, связанном с научной деятельностью вуза, инновация – это не любое нововведение, а то, которое направлено и приводит к повышению эффективности процесса.

                Инновация характеризуется такими признаками, как научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Названные также термины «идея», «изобретение», «новшество» могут являться составными элементами инновации.

 

- В докладе Всемирного банка, посвященном экономике знаний, одним из стратегических элементов перехода стран к такой экономике названа эффективная национальная система создания и распространения инноваций. Высшее образование занимает важное место в решении этой задачи.

Что на Ваш взгляд можно сделать на уровне университета для достижения этой цели при существующих возможностях наших университетов?

 

- Система создания и распространения инноваций на уровне университета создана. В университете создан Центр трансфера технологий, работает штатный маркетолог. База разработок ученых вуза регулярно актуализируется. Лучшие из разработок, представленные натурными образцами, направляются нами для участия в международных выставках в составе экспозиции Министерства образования Республики Беларусь.

             Мы регулярно обновляем информацию о своих научных разработках в Интернете на сайтах вуза, Могилевского облисполкома и Республиканского центра трансфера технологий. Информация о новых разработках доводится до предприятий письмами с их описанием, техническими характеристиками и предложением о заключении договора. Работа также проводится с «задачниками промышленности» республиканского и регионального уровней.

 

- Инновации требуют знаний, опыта и творчества. Задумывая «Кубок инноваций», мы ставили перед собой цель - пробудить желание к творчеству.

Для достижения этой цели катастрофически не хватает постоянных и системных горизонтальных связей всех элементов, влияющих на инновационные процессы: власти, науки, образования и бизнеса.

Какие действия могут быть предприняты сторонами для создания эффективных горизонтальных связей?

Что может и должна предложить высшая школа власти (разного уровня), науке и бизнесу?

 

- Создание учебно-научно-производственных объединений между вузами и предприятиями повышает эффективность горизонтальных связей. Белорусско-Российским университетом созданы Научно-практические центры с ведущими предприятиями Могилевской области.

              Повышение активности городских и областных структур, таких как Технопарк, Центр поддержки предпринимательства и т.д., функционирование которых предполагает стимулирование инновационной деятельности в регионе, также могло привести бы к определенным результатам. На республиканском уровне данные задачи успешно решаются Технопарком БНТУ «Политехник».

                 Необходимо шире внедрять практику проведения кооперационных бирж, организовывать выставки и тематические встречи ученых вуза с уполномоченными сотрудниками предприятий города и области, организовывать выезды делегаций в приграничные регионы страны, оказывать помощь ученым вуза в разработке бизнес-планов и т.д.

               Что касается взаимоотношений высшей школы и власти (разного уровня), то следует отметить, что Могилевским областным исполнительным комитетом предпринимаются все возможные усилия для активизации сотрудничества между предприятиями и вузами.

 

- Лучшие университеты и университеты, которые стремятся таковыми стать, давно попрощались со своей исключительно образовательной функцией. Девиз «Мы только учим» давно не актуален. Стимулирование исследований, различные технологии поощрения предпринимательского духа стали ключевыми элементами университетской политики. Насколько эти тенденции характерны для Белорусско – Российского университета?

 

- В вузе формируется фундамент знаний молодого ученого. Особая роль принадлежит здесь преподавателям. Только преподаватель, который активно занимается научными исследованиями, своим энтузиазмом, верой в свои разработки может увлечь студента, приобщить его к поиску новых решений. В университете ежегодно подается около 60 заявок  на изобретения и полезные модели.

               В прошлом году были подготовлены информационные материалы, в которых в доступной форме, все ученые университета указали свои направления научных исследований и контактную информацию. Эти материалы были размещены в вузовской сети Интернет, и студенты могли ознакомиться с ними. В случае если научная деятельность преподавателя будет для кого-то из студентов интересна, студенты получали право на совместную работу. Многие заинтересовались.

               В 2009 г. количество студентов, принимавших участие во всех формах научно-исследовательской работы во внеучебное время составило 909 человек, из них на условиях оплаты работали 110 студентов. Победители конкурсов научных работ регулярно премируются, их работу отмечают как на уровне университета, так и в соответствующих деканатах. Наиболее талантливые из числа студентов поступают в магистратуру, а затем – в аспирантуру.

               Правило введенное в нашем университете – по любой теме, финансируемой из госбюджета, должны работать как минимум один студент и аспирант. Кроме этого, осуществляется постоянная поддержка талантливого студенчества и аспирантов на республиканском уровне.

               Разработано и введено в действие «Положение о лучшем молодом ученом университета».

- В прошлом году при поиске региональных конкурентных возможностей, мы выяснили для себя неожиданные вещи:

1) Могилевская область занимает первое место в стране среди областей по числу студентов в расчете на 10000 жителей.

2) Могилевская область является абсолютным аутсайдером среди областей в привлечении бюджетных средств на научные исследования и разработки, в расчете на одного исследователя.

Первый факт вдохновляет, второй настораживает. Существуют ли на Ваш взгляд инструменты, способные сохранить первую тенденцию и исправить вторую.

- Белорусско-Российский университет прилагает и будет прилагать максимум усилий по привлечению бюджетных средств на научные разработки. В 2010 году от университета было подано 20 заявок на участие в выполнении заданий Государственных программ научных исследований и 14 проектов для участия в конкурсе отдельных проектов научных исследований, проводимом Министерством образования Республики Беларусь. Вуз также активно участвует в других конкурсах, проводимых как на республиканском, так и на региональном уровнях.

- Какова доля магистрантов и аспирантов в общем количестве студентов? Ведь именно они являются важной движущей силой исследований и разработок.

- В Белорусско-Российском университете обучаются 33 аспиранта и соискателя, в том числе из стран дальнего зарубежья – Ирана, Израиля.

- Ваш университет белорусско – российский и то, что происходит в высшей школе страны – соседки вашему университету ближе, чем какому – либо другому. Как вы относитесь к созданию в различных регионах России «мегауниверситетов»? Может ли быть такая идея продуктивной для нашей страны или региона?

- «Мегауниверситеты» в Российской Федерации создавались, прежде всего, для решения проблем качества образования в регионах. Резко возросшее количество высших учебных заведений в РФ в последние годы как государственных, так и негосударственных привело к определенному снижению качества образования.

              В РБ резкого роста численности вузов не происходило и даже региональные вузы - это учебные заведения с богатыми традициями, высококвалифицированными преподавателями, чья деятельность направлена на удовлетворение потребности регионов в квалифицированных специалистах.

- В какой сфере находятся главные поля компетенции вашего университета, где можно достичь хороших или даже прорывных результатов в ближайшем будущем?

- Главные поля компетенции нашего университета – это:

1.         Создание антиблокировочной системы автотранспортных средств, в которой используется принципиально новый способ управления торможением автомобилей.

2.         Электронные системы управления и диагностирования для автомобилей, предназначенные для автоматического управления и диагностирования гидромеханических передач, мониторинга и диспетчеризации парка машин.

3.         Совершенствование средств диагностики труднодоступных мест в различных объектах.

4.         Получение наноструктурных металлических материалов с особыми свойствами, которые в 1,5-3 раза превосходят по стойкости стандартные.

5.         Исследование конструкций с внешним листовым армированием типа Композитный несущий элемент строительных конструкций – сокращенно КНЭСК.

- Существуют популярные международных рейтинги, из них два самых полновесных — Рейтинг университетов мира, составляемый Times, и Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета. Существуют и другие рейтинги с различными, но все же достаточно близкими по смыслу критериями:

·       авторитетность преподавательского состава, оцениваемая по числу публикаций и индексу цитирования,

·       количество международных наград,

·       результаты опросов, выясняющих выпускников каких вузов предпочитают работодатели.

Пробовали ли вы проводить внешнюю или внутреннюю оценку собственного университета по каким – либо критериям и что вы думаете по поводу такой оценки?

- Внешняя оценка университета крайне важна для его динамического развития. Исходя из понимания этого, вуз одним из первых в республике начал внедрять систему менеджмента качества и получил сертификат международного образца. Кроме этого, в вузе организована работа по исследованию потребностей работодателей и самих абитуриентов путем анкетирования. Анализ анкет позволяет делать опережающие шаги по коррекции работы университета.

- Количество талантов, обеспеченность ресурсами и система управления – эта триада характеристик, которая позволяет университету быть конкурентным.

Из этого следует группа вопросов:

·     Как обстоят сегодня дела с талантами?

·     Что может позволить себе университет с точки зрения ресурсов для коммерциализации исследований?

·     И как можно оценить качество сложившейся системы управления (учебная, финансовая и хозяйственная самостоятельность)?

- Успех – это 10% таланта и 90% трудолюбия, но эти 10% часто оказываются очень важны. Нашему университету везет с талантливыми студентами. Самой лучшей оценкой талантливости наших студентов является их результативность участи в различных олимпиадах и фестивалях. И здесь нам есть чем гордиться: не так давно в г.Йошкар-Ола (Российская Федерация) прошла олимпиада по математике Всероссийской междисциплинарной Интернет-олимпиады «Информационные технологии в сложных системах». Первое и третье место на этой олимпиаде заняли студенты нашего университета. И это при том, что в олимпиаде приняло участие более двух с половиной тысяч студентов из 92 вузов и филиалов России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Нам есть чем гордиться и в других областях и творческих и спортивных.

- Интернационализация образования – это еще один глобальный тренд, влияющий на оценку образовательных учреждений. Борьба за иностранных студентов и преподавателей носит глобальный характер.

Они не только являются источником дополнительных финансовых средств, они создают интеллектуальное сообщество отличающееся многообразием культур, что необходимо для развития творческой и инновационной деятельности.

Университет, возглавляемый Вами, представляет собой уникальный образовательный проект. Какие преимущества и недостатки вы видите сегодня, когда уже существует определенный опыт функционирования этого проекта?

Какова доля иностранных студентов? Есть ли практика привлечения иностранных преподавателей?

Отдаете ли Вы предпочтение выпускникам других ВУЗов и стимулируете ли мобильность своих?

- В вузе подготовка иностранных студентов осуществляется с 1985 года. За это время в университете обучались иностранные студенты из 36 стран. Сегодня это направление развивается очень динамично. Ежегодный прирост численности иностранных студентов в университете составляет более 20%. На данный момент в университете обучается 138 студентов из дальнего зарубежья (Китай, Иран, Ирак, Сирия, Вьетнам, Грузия, Ливан, Узбекистан, Израиль, Туркменистан, Украина и Казахстан) и 103 гражданина РФ.

               По поводу привлечения иностранных преподавателей – у нас в университете работает преподаватель китайского языка, гражданка КНР Пан Янь. Есть предварительные договоренности с одним из ведущих вузов РФ - Государственный университет – Высшая школа экономики о приезде их ведущих преподавателей для чтения цикла лекций.

- Важно ли на Ваш взгляд учить молодежь ведению бизнеса? Как это делать? Нужна ли вашему ВУЗу бизнес-школа?

- Обучение в Белорусско-Российском университете предполагает изучение основ ведения бизнеса студентами экономического факультета. Под понятием бизнес-школы предполагается организация, которая предлагает образование по управлению бизнесом. Фактически такая структура в университете функционирует в форме факультета, причем, специализация «Деловое администрирование» прямо направлена на решение данных вопросов. Университет не может присуждать степени MBA или эквивалентные им, однако для развития инновационной активности в вузе это обстоятельство не является основным.

- Имеет ли право выпускник университета учредить свой бизнес и получить распределение на свое предприятие? Во что оценивается такое право или другими словами, сколько должен заплатить студент и кому – ВУЗу или государству в бюджет, чтобы самостоятельно принять решение о своем трудоустройстве? Есть ли такие случаи?

- Да. Бывают единичные случаи. Мы поддерживаем выпускников, которые открыли свое дело.

- Как относится ректор типичного университета к двум возможным альтернативам коммерциализации интеллектуального потенциала персонала университета: хозяйственные договоры в НИС и создание бизнесов?

- Заключение хозяйственных договоров с предприятиями является опробованным и надежным способом практической реализации научного потенциала университета. Ежегодно наш вуз заключает договоров на сумму около 3 миллиардов рублей. Это направление мы будем развивать и в дальнейшем. Заявительный принцип государственной регистрации ещё окончательно не введен в оборот и создание бизнесов сопряжено с большим количеством бюрократических формальностей. Однако это перспективное направление и действенную помощь в решении данных вопросов могли бы оказать такие структуры, как Технопарк Могилев.

- Как Вы оцениваете уровень проникновения Интернета в повседневную жизнь университета: скорость и возможности массового доступа студентов и персонала в Интернет?

- Интернет – явление глобального характера, преимущества которого необходимо использовать по максимуму. Считаю, что уровень информатизации нашего вуза высокий. В Белорусско-Российском университете обеспечен качественный доступ студентов и сотрудников в сеть Интернет для получения необходимой для учебы и работы информации.

Портал
Могилева Masheka.by © ЗАО ТПМ
E-mail: info@technopark.by